Поведение
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Поведение — внешняя и внутренняя активность субъекта, проявляющаяся при его взаимодействии с окружающей средой. В основе поведения лежат потребности животного организма, над которыми надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению.
В зависимости от того, о каком типе деятельности идет речь – инстинктивное, сексуальное, адаптивное и так далее, различают соответствующие типы поведения. Также различают социальное, телесное, психологическое, внутреннее и внешнее поведение, врожденное и приобретенное, намеренное и ненамеренное, осознанное и неосознанное, правильное и ошибочное поведение.
Бихевиоризм понимает поведение человека достаточно упрощенно, как совокупность двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействия (стимулы) внешней среды.
Концепция бихевиоризма стала методологической основой теории социального научения, согласно которой социальные, и в особенности сексуальные, роли людей, а также большинство форм социального поведения, составляющих основу адаптации к окружению, складываются в результате наблюдений за определенными социальными моделями: родители, учителя, товарищи по играм или герои книг и фильмов.
Психоаналитическое объяснение поведения является альтернативой бихевиористскому. Психоанализ рассматривает поведение как определенный результат разрешения внутриличностного конфликта между тремя подсистемами психики: id (подсознанием), ego (самосознанием) и super-ego («социальная» часть психики). В этом конфликте ведущая роль отводится подсознанию.
Согласно когнитивной (англ. cognitive — познавательный) методологии поведение человека рассматривается не как механическая реакция на тот или иной стимул, а как результат интерпретации им конкретной ситуации, осуществляемой с учетом его знаний и всего совокупного опыта жизни.
Приверженцы гештальтпсихологии (нем. gestalt — форма, структура, фигура) видят в поведении человека реализацию его жизненной стратегии, корректируемой с учетом жизненных стратегий других.
Концепция групповой динамики строится на утверждении о прямой обусловленности (детерминированности) поведения человека коллективным поведением группы, в первую очередь малой.
Согласно теории личностных черт, наблюдаемую вариативность поведения людей, находящихся в одинаковых условиях, например, участвующих в выполнении общего производственного задания, следует объяснять индивидуальными (врожденными или приобретенными в ходе социализации) чертами.
|
|