Психосемантика

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я 
Психосемантика (от греч. semantikos – обозначающий) — область психологии, изучающая развитие, строение и функционирование индивидуальной системы значений, опосредствующей процессы восприятия, мышления, памяти, принятия решений и т. д. Психосемантика исследует различные формы существования значений в индивидуальном сознании (образы, символы, символические действия, а также знаковые, вербальные формы), анализирует влияние мотивационных факторов и эмоциональных состояний субъекта на формирующуюся у него систему значений.

Психосемантика изучает как общепсихологические аспекты процесса категоризации, так и дифференциально-психологические. В последнем случае задачей психосемантики является реконструкция системы представлений данного индивида о мире путем реконструкции системы его индивидуальных значений и личностных смыслов.

Основным методом экспериментальной психосемантики является построение субъективных семантических пространств, являющихся модельным представлением категориальных структур индивидуального сознания.

Одним из успешных примеров применения принципов психосемантики на практике является метод репертуарных решеток американского психолога Джорджа Келли (1955 г.). Метод репертуарных решеток позволяет выявить конструкты (концепты), которые оказывают влияние на персональную оценку индивида относительно себя и окружающих людей.

Для этого человеку предлагают проанализировать матрицу, где столбцы – это элементы, которые могут быть существенными для него (люди, ситуации, профессия и так далее). Строки – это конструкты, которые помогают дать оценку своего отношения к этим элементам. Метод решеток является универсальной и гибкой моделью, применяемой для изучения системы образов, возникающих у индивида, а также оценки значимости каждого из представленных элементов.
Меню
 
[counter2]
Copyright 2010-2022 Психологический портал "Психология онлайн"