Нейролингвистика

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я 
Нейролингвистика — отрасль науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и изменения в речевых процессах, возникающие при локальных поражениях головного мозга.

Первые исследования в области нейролингвистики относятся ко второй половине XIX — началу XX в.в., тогда на основе неврологических и патологоанатомических данных и лингвистического описания нарушений речи были созданы первые классификации афазий. Для этого периода развития нейролингвистики характерны недооценка роли психологии в изучении речевых процессов, простое приурочивание речевых симптомов к мозговым структурам.

Становление нейролингвистики как научной дисциплины связано с развитием нейропсихологии, а также лингвистики и психолингвистики. Согласно представлениям современной нейропсихологии, нейролингвистика рассматривает речь как системную функцию, а афазию - как системное нарушение.

Психолог Александр Лурия и его ученики объединили системный анализ речевых нарушений с теоретическими представлениями лингвистики и психолингвистики (например, учением о фонеме Бодуэна де Куртене, Н. Трубецкого и Л. В. Щербы и представлением о двух видах связи языковых элементов Ф. де Соссюра, Р. О. Якобсона и др.).

Нейролингвистические исследования позволили разделить все афазические нарушения на два класса с учетом первичных факторов: расстройства парадигматических связей языковых элементов, возникающие при поражении задних отделов речевой зоны доминантного полушария (у правшей) и характеризующиеся нарушением выбора языковых элементов, и расстройства синтагматических связей языковых элементов, возникающие при поражении передних отделов речевой коры и характеризующиеся дефектами комбинирования элементов в целостные структуры.

В современной нейролингвистике объект исследования расширился, в нее входят не только исследования патологии речи, но и исследования нормы. Также сформировалось два направления нейролингвистики. Для когнитивно-психологического подхода характерен анализ речевых нарушений без обращения к локализации поражения. Второй подход - структурно-функциональный - близок взглядам А. Р. Лурия. Он получил широкое распространение в связи с появлением новых методов нейровизуализации.
Меню
 
[counter2]
Copyright 2010-2022 Психологический портал "Психология онлайн"