Анимус и Анима

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я 
Анимус и анима (от лат. anima – душа) — архетипические бессознательные образы мужского начала в женщине и женского начала в мужчине, в которых запечатлен многовековой опыт предков (по преимуществу в аспекте пола). Анимус — исходно, собрание отцов, являющихся авторитетами, мнения которых неоспоримы; мужская часть души, связанная с категорическими мнениями. Анима — женская часть души, связанная с настроениями. При этом одна из этих душ обращена вовне, другая — вовнутрь. Автор К.Г. Юнг.

Бывают ситуации, когда в психической организации женщины, доминирующей является мужская душа. Это выражается в ее особо жестких и хладнокровных суждениях, в чрезмерной принципиальности. Но возникают и обратные ситуации, когда мужчина носит в себе женскую душу.

Анима способствует созданию настроения, Анимус – мыслей; Анима направлена на единение, Анимус – на обособление. В реальной жизни образы Анимы и Анимуса могут способствовать установлению гармонических отношений между мужчиной и женщиной. Однако они могут приводить и к конфликтам.

В фигурах Анимы и Анимуса находит свое выражение автономный характер того, что Юнг назвал «коллективным бессознательным». Анима и Анимус персонифицируют те его элементы, которые способны интегрироваться в сознание и в этом смысле представляют собой «функции, отфильтровывающие содержимое коллективного бессознательного и передающие его сознанию». Будучи интегрированными, Анима становится Эросом, а Анимус – Логосом.

Для ребенка в первые годы жизни Анима сливается с всесильной матерью, а Анимус – с могущественным отцом. С наступлением половой зрелости происходит идентификация с родителями. У мужчины появляется архетип женщины, у женщины – архетип мужчины. Ранее скрытые под маской родительского образа Анима и Анимус обретают самостоятельное значение. Вместе с тем бессознательное влияние родительских образов оказывается столь действенным, что оно нередко предопределяет последующий выбор любимого человека в качестве позитивной или негативной замены матери или отца.

Анима - в ранних трудах К.Г. Юнга - внутренняя сущность личности, тот аспект души, который тесно связан с бессознательным личности. В более поздних работах Юнга - женский архетип, который противопоставлялся мужскому архетипу – анимусу.

Идентификация с анимой проявляется как переменчивость в настроении, утрата мужественности и сверхчувствительность. Как и анимус у женщин, содержание мужской анимы определяется комбинацией архетипических образов, содержащихся в той или иной культуре, в которой пребывает мужчина, а также мужским опытом общения с женщинами, в особенности с матерью.
Меню
 
[counter2]
Copyright 2010-2020 Психологический портал "Психология онлайн"