Когнитивная карта

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я 
Когнитивная карта — субъективное представление о пространственной организации внешнего мира, о пространственных отношениях между объектами, об их положении в среде.

Э. Толмен (1948), впервые предложивший этот термин, исследовал формирование когнитивных карт у животных. Он обнаружил, что крысы, научившись проходить путь в лабиринте к кормушке, могли при необходимости тот же путь преодолеть и вплавь, т. е. они действовали согласно карте ситуации. 

Когнитивные карты играют важную роль в практической деятельности человека. Они служат основой ориентации в пространстве, позволяя двигаться в нем и достигать цели. Когнитивные карты есть не только у взрослых людей, обладающих речью и интроспекцией. Даже очень маленькие дети вполне успешно перемещаются у себя в доме, по крайней мере в тех комнатах, где им приходится часто бывать и где находятся важные для них вещи.

Могут формироваться когнитивные карты различной степени общности, «масштаба» и организации: например, карта-обозрение или карта-путь - в зависимости от полноты представленности пространственных отношений и присутствия выраженной точки отсчета.

Для изучения когнитивных карт применяются разные методики: от простых зарисовок до многомерного шкалирования, позволяющего восстановить структуру образа по результатам метрических или порядковых оценок расстояний между точками карты.

Вследствие работы с когнитивными картами выявлены тенденции к переоценке людьми хорошо знакомых расстояний и недооценке мало знакомых; к выпрямлению кривых с небольшой степенью кривизны; к приближению пересечений к перпендикулярным. Искажениям может способствовать принадлежность пунктов карты к различным таксономическим единицам: так, расстояние между городами в одной стране кажется меньше, чем расстояние между городами разных стран, даже если на самом деле они равны.
Меню
 
[counter2]
Copyright 2010-2022 Психологический портал "Психология онлайн"