Каузальная атрибуция

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я 
Каузальная атрибуция (от лат. causa – причина и attribuo – наделяю) — феномен социального взаимодействия, автор - Ф. Хайдер. Интерпретация индивидом причин своего поведения и поведения других людей, отнесение, приписывание причин того или иного акта определенным источникам – внешним или внутренним. Подобные суждения не всегда опираются на логику или на объективно наблюдаемую действительность, они продиктованы склонностью людей трактовать источники поведения. Причину успеха люди нередко связывают со своими заслугами, а в неудачах могут обвинять обстоятельства. 

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности».

Характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции.

Г. Келли выделил три таких типа:
1) личностную атрибуцию — когда причина приписывается лично совершающему поступок;
2) объектную атрибуцию — когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие;
3) обстоятельственную (или ситуационную) атрибуцию — когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам.

Наблюдатель поведения чаще использует личностную атрибуцию для описания причин поступка участника, а участник причину своего поведения чаще всего объясняет обстоятельствами. Так, например, при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя.

Таким образом, объясняя чье-либо поведение, мы недооцениваем влияние ситуации и переоцениваем степень проявления черт и установок индивида. Это явление получило название «фундаментальная ошибка атрибуции».
Меню
 
[counter2]
Copyright 2010-2022 Психологический портал "Психология онлайн"