Возрастные кризисы

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я 
Возрастные кризисы — теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу; особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психическими изменениями. Относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального поступательного хода личностного развития (Эриксон).

По мнению Л.С. Выготского, возрастные кризисы обусловлены прежде всего разрушением привычной социальной ситуации развития и возникновением другой, которая более соответствует новому уровню психологического развития ребенка.

По времени возрастные кризисы детства проявляются как кризис новорожденности (до 1 мес.), кризис одного года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11–12 лет) и кризис юношеский. Границы детских кризисов всегда нечеткие и крайне размытые, переход всегда будет плавным, однако середина кризисного периода всегда характеризуется резким эмоциональным всплеском и раскачиванием аффекта. Внешне детский возрастной кризис проявляется сильными трудностями в воспитании, непослушанием, появлением вредных привычек, иногда – асоциальным поведением. 

Кроме того, примерно в возрасте 30 лет, иногда несколько позже, большинство людей переживают кризисное состояние. Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. 

У части людей в зрелом возрасте бывает еще один кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, а возникающий внутри данного периода. Это так называемый кризис 40 лет. Это как бы повторение кризиса 30 лет, которое происходит тогда, когда кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем. С этим кризисом могут быть связаны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи.

Кризис ухода на пенсию (55-60 лет) - происходит очень много изменений в жизни и негативно сказывается нарушение привычного режима и уклада жизни, нередко это сочетается с острым чувством противоречия между сохраняющейся работоспособностью, возможностью принести пользу и их невостребованностью.

Меню
 
[counter2]
Copyright 2010-2022 Психологический портал "Психология онлайн"