Референтная группа

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я 
Референтная группа (от англ. refer – относиться) — группа, цели, мнения и ценности которой в большей или меньшей мере разделяет человек; реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на чьи нормы, мнения, ценности и оценки он ориентируется в поведении и самооценке. Референтные группы могут быть большими, включая нацию или всех тех, кто исповедует определенную религию, но могут быть и малыми, такими как семья или компания друзей. Понятие «референтная группа» впервые ввел в 30-е годы ХХ века Г. Хаймен. 

Чем выше уровень социальной зрелости индивида, тем больше требований он предъявляет к тому сообществу, которое выбирает в качестве референтной группы. И наоборот, чем ниже степень социальной зрелости, тем хуже качества избираемой референтной группы. 

Референтная группа выполняет нормативную и сравнительную функции. Нормативная функция проявляется в мотивационных процессах: референтная группа выступает при этом как источник норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Сравнительная функция проявляется в перцептивных процессах: референтная группа выступает как эталон, посредством которого индивид может оценить себя и других. Соответственно группы делятся на нормативные и сравнительные. Нормативные и сравнительные функции могут выполняться одной и той же группой.

Выделяют также «положительные» и «отрицательные» референтные группы. К «положительным» относят те, с которыми индивид идентифицирует себя и членом которых хочет состоять. К «отрицательным» относят референтные группы, вызывающие у индивида неприятие.
Меню
 
[counter2]
Copyright 2010-2020 Психологический портал "Психология онлайн"