Гало–эффект

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я 
Гало–эффект (от англ. halo – ореол, сияние и лат. effectus – действие, результат) — эффект, суть которого в том, что одна яркая черта человека, словно ореол или нимб, затмевает для окружающих все другие черты. 

Первым этот термин ввел Эдвард Торндайк в 1920 году. В одном из экспериментов Торндайк просил военачальников оценить различные качества в своих подчинённых — лидерские качества, внешность, интеллект, верность и надежность.

Цель Торндайка заключалась в том, чтобы определить, как оценка одного качества влияет на оценку других характеристик. Он нашёл, что высокие рейтинги определённых качеств коррелируют с высокими рейтингами других, в то время как негативные оценки определённого качества также играют значительную роль в снижении рейтинга других. Например, физические качества коррелировали с интеллектуальными способностями (0,31), лидерскими качествами (0,39) и характером (0,28).

Специфическая установка может возникнуть у воспринимающего человека на основе ранее полученной информации или на основе искажения информации о статусе, репутации, профессиональных качествах или личностных характеристиках другого человека. 

Несколько различных исследований обнаружили, что когда мы считаем людей красивыми, то склонны также считать, что они обладают положительными чертами личности. Однако также люди склонны верить, что красивый человек тщеславен, нечестен и, вероятно, использует свою привлекательность для манипулирования другими.

В негативном смысле гало-эффект проявляется в преуменьшении достоинств объекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со стороны воспринимающих людей. Предубеждение – это специфическая установка субъектов, основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация, как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а воспринимается на веру. 

Изучение предубеждений имеет значение в области этнической психологии, поскольку восприятие людьми других этносов довольно часто строится на основе предубеждений. По особенностям поведения одного или нескольких представителей других этносов люди склонны делать выводы о психологических особенностях всей этнической общности, причем такого рода предубеждения оказываются очень устойчивым этнопсихологическим образованием. 
Меню
 
[counter2]
Copyright 2010-2022 Психологический портал "Психология онлайн"