�?нтернет – это наиболее универсальная переходная форма между человеком и человеком, между системой и системой. Он есть продолжением, модернизацией или связующими, недостающими элементами коммуникативных систем реального мира и зависит от того, кто и с какой целью его использует.
За счет того, что виртуальный мир киберпрастранства вмещает в себя множество реальностей, в нем чаще всего происходит столкновение реальностей, в результате которого реализуется принцип парадоксальности, генерирование переходных форм в буферной зоне, которые имеют непроизвольный характер возникновения. По Лушину,
«�?менно в этой, буферной зоне появляется подлинная проблемность и неопределенность, характерные для мышления: ни один из субъектов не обладает ясным видением того, как выйти из подобной ситуации, и вместе с тем каждый представляет собой зеркало или экран, на который могут быть спроецированы скрытые основания друг для друга. Если связать содержание буферной зоны с признаками «превращенных форм» М. Мамардашвили, то именно в них задана программа будущего развития социального взаимодействия».
Мануэль Костельс из Калифорнийского университета в Броклине, США, провел многочисленные эмпирические исследования �?нтернет, которые во многом подтверждают «буферность» веб-среды и экопсихологическую логику взаимодействия в ней.
Согласно его эмпирическим исследованиям 2002 года:
* �?нтернет был построен как средство свободной коммуникации. Благодаря его структуре, контролировать �?нтернет практически невозможно. Любые попытки контроля, благодаря глобальной маршрутизации �?нтернета почти всегда дают возможность создания альтернативных путей передачи сообщения для избежания контроля. Таким образом, �?нтернет является универсальным социальным пространством свободной коммуникации.
* Эмпирические данные доказывают, что �?нтернет не содействует социальной изоляции и личностному отчуждению, а в действительности демонстрирует другую форму социального воздействия – внутрисоциальному построению межличностных сетей. Мануэль Костельес вводит такое понятие как F2F- коммуникация. (face to face – лицом к лицу). �?менно благодаря возможности F2F- коммуникации, самоуправляемая, на основе личностного выбора сетевая или в социальном пространстве реальной жизни коммуникация является развивающейся формой социального взаимодействия.
* Существуют исследования, указывающие на то, что при определенных жизненных обстоятельствах в социальном пространстве реальной жизни, использование �?нтернета может вступать в роли заменителя других видов социальной активности.
* �?нтернет является таковым, каким являются использующие его люди. �?нтернет не определяет, что следует людям делать и как им жить. Напротив, именно люди создают �?нтернет приспосабливая его к своим потребностям, интересам и ценностям. Таким образом, развитие �?нтернета обусловлено тем, какое именно общество будет его формировать в этот момент истории.
* Преобладающей тенденцией развития социальных отношений в нашем обществе становится рост индивидуализма во всех его проявлениях. После перехода от доминирования первичных отношений (олицетворяемых семьями и общинами) ко вторичным отношениям (олицетворяющим объединения) сейчас создается новая доминирующая структура третичных отношений, по терминологии Уэллмана «персонализированные сообщества», с эгоцентричными сетями и приватизацией социальности. Такая индивидуализированная связь является специфической формой социальности, а не психологическим атрибутом. Она порождена кризисом патриархальности и способствует дезинтеграции пространственного контекста жизни, выступает как антагонизм существующим явлениям социальной жизни, а именно: распад традиционной нуклеарной семьи, урбанизация и разрыв связи между функцией и смыслом пригородов и городов-гигантов, кризис политической легитимности и увеличением дистанции между гражданами и государством. Как можно заметить, любое свободное пространство заполняется промежуточными или по Лушину «буферными» формами и такой формой по мнению Кастельеса является новая модель социальности в нашем обществе – сетевой индивидуализм.
* �?нтернет не создает модели сетевого индивидализма, но обеспечивает соответствующую материальную поддержку для распространения сетевого индивидуализма как доминирующей формы социальности. Сетевой индивидуализм – это социальная структура, а не сообщество изолированных индивидуумов. �?менно индивидуумы строят свои сети как оффлайн так и онлайн, причем сложные социальные сети существовали всегда, основываясь на своих ценностях, интересах, склонностях, проектах. Однако благодаря гибкости и коммуникативным возможностям �?нтернет данное явление приобрело огромное социальное значение. Таким образом, онлайновские сети, становятся разновидностями «специализированных сообществ», то есть формами связи, построенных на специфических (свойственных только данному человеку) интересах. Поскольку люди принадлежат к нескольким сообществам, отдельный индивид стремится формировать своё «портфолио социальных связей» путем дифференцированных инвестиций, осуществляемых в разные моменты времени, в различные сети с низкими ограничениями для доступа и низким уровнем издержек временных затрат.
Как видно, обнаруженные качества виртуальной среды, ярко отличающиеся от законов реальности, являются не особенностями самого киберпрастранства, а особенностями психики человека и его социальных проявлений, которые всегда присутствовали в человеке (самоорганизация, системность, парадоксальность, нестабильность, трансофрмация), но были недостаточно описаны традиционной психологией, потому что в терминах классической науки это сделать было невозможно, зато в терминах постклассической психологии они систематизируются в целостную концепцию и является отражением состояния всего человеческого общества.
Комментарии отсутствуют.